«Сплошные плюсы»: ярославские власти вновь попытались убедить горожан в преимуществах транспортной реформы

Вот уже несколько месяцев в топе самых обсуждаемых в Ярославле проблем находится масштабная модернизация системы общественного транспорта, которую многие горожане называют реформой.

Правительство области, которое взяло на себя организацию перевозок и проведение реформы, обещает, что в ближайшее время в Ярославле полностью обновится автопарк, интенсивность движения автобусов возрастет, внедрят удобные способы оплаты проезда, автобусы будут современными и комфортными.

В течение апреля-мая 2023 года на 137 маршрутов в Ярославле и Ярославском районе выйдут девять перевозчиков. Работать они будут в рамках брутто-контрактов, по которым перевозчики получают деньги не от пассажиров, а из бюджета.

Пока идет переходный период, много нареканий у горожан вызывает существующая ситуация — увеличение интервала движения автобусов, качество перевозок, состояние подвижного состава. Чиновники убеждают, что это временные трудности, которые исчезнут с началом работы общественного транспорта по новой схеме. Ярославцы, имеющие богатый опыт неудачных транспортных реформ, опасаются, что все станет еще хуже и при этом дороже.

Развеять опасения горожан, еще раз проинформировать о своей работе и заверить, что все станет лучше, чиновники решили в рамках круглого стола «Модернизация транспортной системы региона: перспективы и риски».

Первый заместитель председателя правительства Ярославской области Максим Авдеев отметил, что все вопросы, связанные с транспортом, имеют высокую социальную значимость.

— Работа общественного транспорта касается всех, — сказал Максим Авдеев, открывая обсуждение. — В дискуссиях о транспортной модернизации много незнания и много предвзятости, в том числе вызванной неудачными предыдущими реформами. Сегодня на круглом столе мы должны попытаться с ними справиться.

В очередной раз проект модернизации транспортной системы Ярославля и Ярославского района представила директор департамента транспорта правительства Ярославской области Татьяна Черемных. Подробно о нем она рассказывала в интервью нашей редакции. Директор департамента напомнила о той работе, которую уже провело правительство региона.

— Сейчас мы уже заключаем контракты с перевозчиками, и дальше будем контролировать их выполнение, — рассказала Татьяна Черемных. — Мы ждем, что на маршруты выйдут порядка 600 новых автобусов, большинство из которых будут высокой и средней вместимости. На 20% возрастет количество рейсов, соответственно вырастет и пропускная способность. Автобусы будут адаптированы для маломобильных категорий граждан, включая мам с колясками.

Директор департамента особо отметила необходимость получения обратной связи от горожан. Татьяна Черемных рассказала, что ярославцы могут оставить обращения на сайте, в социальной сети ВКонтакте, с помощью telegram-бота, а также анонсировала работу специальной горячей линии по вопросам общественного транспорта. Уже с апреля каждый сможет позвонить по телефону 122 и высказать свое мнение.

Первый заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Борис Лоран привел в пример ярославцам Тверскую область, которая два года назад уже перешла на брутто-контракты и теперь жители Твери довольны общественным транспортом.

О тверском опыте на круглом столе вспоминали часто. Чтобы не довольствоваться информацией из вторых рук, организаторы пригласили на мероприятие советника министра транспорта Тверской области Игоря Нестоленко.

— С помощью брутто-контрактов мы сейчас имеем современный подвижный состав, — рассказал Игорь Нестоленко. — Автобусы современные, доступны для всех категорий пассажиров. Оплата проезда происходит с помощью цифровых технологий и современного мобильного приложения.

Гость из Твери заверил, что горожане реформой транспорта довольны. Он отметил, кроме того, еще два положительных момента, связанных с модернизацией транспорта: создание 1200 новых рабочих мест и семикратный рост налогов. Игорь Нестоленко предложил ярославцам приехать в Тверь и увидеть все своими глазами.

Желание сравнить ситуацию в Ярославле с другими городами во время круглого стола возникало у многих спикеров. Директор центра транспортного планирования Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Павел Зюзин поделился с собравшимися результатами исследования о состоянии общественного транспорта в 50 крупных российских городах. Результаты его были несколько неожиданными.

По большинству показателей (вместимость автобусов, интенсивность движения, обслуженность транспортом, его доступность в разных районах) Ярославль находится на высоких местах. По результатам исследования вышло, что если совместить все позиции, то по состоянию общественного транспорта наш город находится на втором месте в России, уступая только Петропавловск-Камчатскому. Это известие у многих собравшихся вызвало вопрос — стоило ли тогда затевать реформы, если все не так и плохо? Но, как известно, предела совершенствованию нет.

Научный сотрудник Центра планирования Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Рыжков подробно рассказал о системе брутто-контрактов.

— Есть две системы организации перевозок, — объяснил Александр Рыжков. — Одна из них— по нерегулируемому тарифу — плохая, вторая — по регулируемому тарифу — хорошая. В Ярославле с помощью брутто-контрактов внедряется как раз вторая система. Такая же распространена в Скандинавии. При этой системе заказчик (власть) оплачивает все расходы перевозчика и затем собирает деньги с пассажиров. Это делает перевозки более безопасными и (с помощью требований, заложенных в контрактах) удобнее для пассажиров.

Александр Рыжков рассказал, что элементы брутто-контрактов в России используют уже 1200 заказчиков перевозок. В пример ученый вновь привел Тверь, а также Пермь, полностью перешедшие на брутто-контракты. Отметил он и опыт Тюмени, в которой переход на «жесткие» условия контрактов происходил постепенно, в три этапа в течение нескольких лет. Это позволило постепенно сформировать пул перевозчиков, готовых выполнять современные требования к организации перевозок.

Профессор кафедры «Высокоскоростные транспортные системы» Российской открытой академии транспорта РУТ (МИИТ) и Высшей школы урбанистики факультета городского и регионального развития ВШЭ Александр Поляков напомнил, что поручение о модернизации общественного транспорта с помощью брутто-контрактов было дано Президентом России Владимиром Путиным ровно семь лет назад, во время Госсовета, проходившего именно в Ярославле.

— Транспортная реформа не решит вдруг все проблемы с дорожным движением, надо улучшать общую ситуацию на дорогах, — отметил Александр Поляков. — С другой стороны, старая схема, при которой маршрутки гоняются за пассажирами, небезопасна и затрудняет движение в городе. Поэтому изменения можно только приветствовать.

Заместитель генерального директора ООО «Датапакс», руководитель рабочей группы по вопросам цифровой трансформации отрасли Общественного совета при Минтрансе России Максим Исаев рассказал о том, какие возможности откроются перед горожанами и властями в связи с внедрением цифровых технологий и нового мобильного приложения.

— С помощью цифровых технологий мы можем полностью контролировать автобус, — раскрыл перспективы Максим Исаев. — Можно будет отследить количество безбилетных пассажиров и направить контролеров именно туда, где ожидается большое количество безбилетников. И конечно, с помощью мобильного приложения будет удобно и безопасно оплачивать проезд.

Член российской Общественной палаты, Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов отметил, что главным героем модернизации транспорта должен быть пассажир, а не власть и не перевозчики.

— Очень часто людей спрашивают в последнюю очередь, — поделился Илья Зотов. — Поэтому важно постоянное и полноценное общение с людьми. Нужен единый канал коммуникации, чтобы жители могли дать обратную связь. Обязательно проводить встречи с людьми, чтобы все могли выговориться и найти приемлемое решение.

В дискуссии, возникшей после докладов, приняли участие жители Ярославля, журналисты, региональные политики. Общий итог круглого стола можно обозначить как острожный оптимизм. Ярославцы хотят поверить, что ситуация с общественным транспортом в городе станет лучше. Проверить это можно будет уже через несколько месяцев, когда станут заметны первые результаты работы по новой схеме.

— Широкий диалог крайне необходим, — подытожил Максим Авдеев. — Мы продолжаем работу с общественниками. Главный критерий истины — это практика.

Фото: «Коммерсантъ-Ярославль».

РаспечататьМаксим Авдеевтранспортная реформаТатьяна ЧеремныхАлександр ПоляковБорис ЛоранИгорь НестоленкоПавел ЗюзинАлександр РыжковМаксим ИсаевИлья Зотов

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика