Генеральный прокурор РФ поручил региональным прокуратурам проверить цены на диагностику COVID-19. Это произошло на фоне сообщений СМИ о резком удорожании таких услуг в медорганизациях страны. Прокуроры должны установить обоснованность стоимости ПЦР-тестирования в лабораториях, включая частные, а также цен на тест-системы в аптечной сети. Цель – не допустить возможного завышения тарифов в ущерб интересам пациентов.
Генеральный прокурор поручил региональным подразделениям срочно отреагировать на выявленные случаи завышения цен в сфере диагностики и лечения COVID-19. Вопросы обеспечения доступности услуг по выявлению и мониторингу распространения нового заболевания остаются ключевыми для здравоохранения страны в текущей эпидемиологической обстановке. При выявлении нарушений законодательства, регулирующего рынок соответствующих медицинских услуг, правоохранители должны оперативно применять всю полноту имеющихся у них полномочий для защиты прав граждан на доступность медицинской помощи.
Прокуроры будут тщательно контролировать соблюдение установленных требований при проведении массового тестирования на COVID-19. В частности, будет проверяться выполнение норм и стандартов при организации отбора и анализа проб, а также комплектование медицинских колл-центров достаточным количеством квалифицированных специалистов. Главная цель – обеспечить эффективность выявления и мониторинга новой коронавирусной инфекции с соблюдением всех требований.
В Ярославле и регионе стоимость наборов для самостоятельного ПЦР-тестирования на COVID-19, приобретаемых в аптеках, колеблется в пределах от 800 до 1350 рублей. Это позволяет гражданам с экономией финансовых затрат проводить диагностику инфекции в домашних условиях. При этом в первичном звене в частных лабораториях, которые осуществляют сбор и анализ биоматериала, расценки за данную процедуру в среднем составляют около 1500 рублей. Так жители региона имеют возможность выбора наиболее подходящего и доступного варианта ПЦР-тестирования с учетом своих потребностей и финансовых возможностей.
Вопросы, связанные с распространением коронавирусной инфекции и средствами ее диагностики и лечения, по-прежнему вызывают повышенный общественный резонанс у граждан. В условиях неопределенности и риска заболевания COVID-19 возможна паника среди населения, на которую могут рассчитывать некоторые недобросовестные поставщики медицинских услуг и товаров. Они могут искусственно завышать цены на тест-системы, анализы и лекарства, рассчитывая на готовность людей платить больше в стремлении сохранить здоровье. Именно поэтому государство должно тщательно контролировать рынок в сфере противодействия COVID-19 и не допускать злоупотреблений.
Несмотря на частичное ослабление общественного резонанса вокруг проблем коронавируса, вызванное другими актуальными событиями, COVID-19 по-прежнему представляет серьезную угрозу. Эта инфекция не ушла и продолжает циркулировать в популяции, сохраняя высокий риск возникновения новых вспышек и волн пандемии. Государство и общество по-прежнему стоят перед сложной задачей по обеспечению эффективной системы выявления, контроля и лечения случаев коронавируса. Это требует постоянного внимания со стороны властей, науки и гражданского общества к выработке адекватной стратегии противостояния этой опасной инфекции.
Коронавирусная инфекция является серьезной угрозой как для общества, так и для экономики страны. Поэтому контроль за выявлением и лечением не должен ослабевать, было бы преждевременно сейчас расслабляться и думать, что угроза миновала. Для общества опасность заключается прежде всего в негативных последствиях для здоровья и жизни людей. COVID-19 может протекать в тяжелых и даже смертельных формах, особенно для пожилых и хронически больных граждан. Широкая циркуляция вируса таит риск перегрузки системы здравоохранения, что также негативно скажется на оказании медпомощи.
Для экономики опасность связана с необходимостью введения ограничений и режимов самоизоляции для сдерживания пандемии. Это приводит к сбоям в производстве и цепочках поставок, падению спроса и доходов населения, росту безработицы. Пандемия серьезно дестабилизирует макроэкономическую обстановку и может запустить процессы рецессии. Поэтому борьба с коронавирусом остаётся актуальной задачей как для здравоохранения, так и для социально-экономического развития страны.
Широкое распространение коронавирусной инфекции неизбежно приводит к перегрузке системы здравоохранения. При росте числа инфицированных резко увеличивается потребность в госпитализации пациентов, особенно с тяжёлыми и критическими формами заболевания, требующими реанимационных и ИВЛ мероприятий. Это вызывает дефицит койко-мест в стационарах и отделениях интенсивной терапии. К тому же растёт нагрузка на врачей инфекционных и пульмонологических отделений, которым приходится одновременно оказывать помощь большому количеству пациентов в условиях повышенного риска собственного заболевания.
Система скорой помощи также перегружается транспортировкой тех, у кого подозревают COVID-19. Все это существенно снижает общую доступность и качество медицинского обслуживания. Многие люди, которые страдают другими заболеваниями, могут не получить должной помощи.
Пандемия коронавируса нанесла серьезный урон отрасли туризма в России. Введение запретов на международные перелеты и перемещение по стране внутри РФ свело на нет туристический поток. Авиакомпании отменили большинство рейсов, численность которых сократилась почти в 10 раз. Отели и кемпинги опустели, ведь люди не могли путешествовать даже по собственной стране. Популярные курорты Краснодарского края, Ростовской области и Алтая столкнулись с отсутствием туристов. Рестораны и объекты сферы услуг в городах-курортах лишились дохода.
В регионах, где туризм играл ключевую роль в экономике, безработица резко возросла. Многие компании, работавшие с иностранными туристами, оказались на грани банкротства. Постепенное снятие ограничений не в полной мере компенсировало потери. Восстановление рынка туризма в РФ потребует многих усилий.
Поэтому жесткий контроль со стороны властей за всеми аспектами, связанными с пандемией COVID-19, вполне оправдан с точки зрения обеспечения безопасности граждан. Коронавирусная инфекция представляет значительную угрозу для жизни и здоровья людей. Пандемия угрожает перегрузить систему здравоохранения и дестабилизировать ситуацию в целом. В таких условиях государство должно максимально эффективно контролировать распространение вируса, лечение больных, ценообразование на тесты и услуги.
Соблюдение всех требований и норм в сфере противодействия пандемии имеет жизненно важное значение. Поэтому строгий мониторинг со стороны регуляторов в данном вопросе является вполне оправданной мерой. Это позволяет защитить население от негативных последствий распространения инфекции.
Но несмотря на оправданность строгого контроля за соблюдением норм в сфере борьбы с COVID-19, следует отметить концентрацию этой функции непосредственно в Генеральной прокуратуре. Такой подход может свидетельствовать о недостаточности иных механизмов государственного и общественного мониторинга в вопросах охраны здоровья граждан.
В то же время контроль мог бы принимать и другие формы, например, через специальные надзорные органы, общественные объединения, профильные министерства и ведомства. Это позволило бы обеспечить большую открытость и гибкость системы мониторинга, а также ее независимость от узких ведомственных интересов. Поэтому концентрация столь важной функции в Генпрокуратуре вызывает определенные вопросы.
Сбалансированный подход к регулированию сферы здравоохранения в условиях пандемии коронавируса должен включать как элементы жесткого государственного контроля и надзора за соблюдением норм, так и использование гибких рыночных механизмов в виде налоговых и финансовых стимулов, развития конкуренции. Это позволит обеспечить эффективное противодействие распространению инфекции с учетом интересов всех участников процесса.
В России остро ощущается дефицит прозрачности в вопросах контроля и мониторинга за всеми аспектами, касающимися пандемии коронавируса. Жесткие меры надзора со стороны отдельных госструктур сочетаются с закрытостью информации о механизмах осуществления контроля, критериях оценки его эффективности и результатах выявления нарушений, что не способствует доверию со стороны общества к действующей системе.
Различия в ценах на медицинские услуги, предоставляемые частными клиниками, являются вполне закономерным проявлением рыночного механизма ценообразования. Каждая клиника имеет право самостоятельно устанавливать тарифы в зависимости от уровня и качества оказываемой помощи, масштабов и эффективности своей деятельности, что и приводит к разнице в стоимости одних и тех же услуг у различных поставщиков медуслуг, обеспечивая право выбора для потребителей.
Если государство ставит цель обеспечить доступность диагностики COVID-19 для малоимущих граждан, то лучше использовать механизмы дотаций и субсидий частным клиникам, а не вводить жесткие ограничения на уровень тарифов, поскольку последнее подорвет принципы свободного рынка в сфере здравоохранения. Например, можно компенсировать частным лабораториям и клиникам разницу между полной стоимостью тестирования и его доступной ценой для малоимущих граждан, не нарушая принцип ценообразования.